Стиль директории

В годы французской буржуазной революции классицизм, оставаясь господствующим направлением в искусстве, приобретает новые черты. На смену стилю Людовика XVI приходит более простой, строгий и суровый стиль, названный по короткому периоду Директории «стилем Директории». Это заключительная глава в истории мебельного искусства XVIII столетия, короткий переходный стилевой этап между стилем Людовика XVI и ампиром. Наряду с прежним набором античных форм и орнаментов осваиваются новые, а после египетского похода Наполеона к ним прибавляются и мотивы, заимствованные из искусства фараонов.

В формах этого этапа удерживается много элементов предыдущего стиля, в то же время уже появляются и первые признаки зарождающегося ампира. Поэтому определение форм, характерных только для стиля Директории, сопряжено с большими трудностями. Революция породила нового заказчика, нового потребителя, который жаждал изменений. Однако осуществить эти изменения могли в основном лишь те мебельные мастера, которые работали в стиле Людовика XVI с его так и не исчерпанными до конца формами. Сложная социально-политическая обстановка послереволюционных лет лишь усугубляла проблему. Поэтому, если дата создания какого-либо предмета мебели приходится, скажем, на 1796-й год, т. е. на самую середину эпохи Директории, это еще не означает, что мы имеем дело с мебелью в «чистом» стиле Директории. Дошедшие до нас многочисленные счета и приходо-расходные книги того времени свидетельствуют о том, что покупатели из разных слоев общества — в соответствии с характерной уже тогда дифференциацией вкусов на «консервативные» и «прогрессивные» — заказывали как мебель в стиле Людовика XVI, так и самую «модерную». Франция переживала полосу экономического спада; многие прежние заказчики разорились, но их место вскоре заняла разбогатевшая верхушка третьего сословия.

Период Директории длился всего лишь четыре года (1795—1799), одноименный же стилевой этап охватывает последнее десятилетие XVIII и не сколько лет XIX века. Некоторые чрезмерно старательные специалисты умудряются в короткий период между свержением с престола Людовика XVI и приходом к власти Наполеона, помимо стиля Директории втиснуть еще несколько совсем незначительных стилевых оттенков.

Стиль Директории питался из многих источников, но в целом он был продуктом естественного, последовательного развития стиля Людовика XVI. Его формальный язык сложился под воздействием крупных мастеров, творческий почерк которых сформировался еще до революции (Л. Давид, Ш. Персье и П. Фонтен, Д. Б. Пиранези и др.). Такие качества послереволюционной мебели, как строгая прямолинейность форм, гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей, восходили непосредственно к формам античной архитектуры. Умеренность, простота теперь принимают нормативный характер. Жесткими правилами и нормами начинает связываться и сама творческая деятельность мастеров. Стремление строго следовать древнеримским и древнегреческим образцам иногда оборачивается поверхностным заигрыванием с античными формами. Отдельные интерьеры решаются с поистине спартанской простотой; в них стены и мебель окрашиваются в белый цвет, вытеснивший даже ту скромную цветовую гамму, которая оживляла интерьеры предыдущей эпохи.

Часть мебельных мастеров эпохи Директории тяготеет к прежним, более мягким формам, другая — к новому, подчеркнуто строгому стилю. Мебельные мастерские поставляют на рынок изделия двух родов: скромную бытовую мебель, изготовленную, как правило, из бука, окрашенную в белый или серый цвет и декорированную лишь несколькими полосками зеленого, синего и золотого цвета, и более дорогую, в формах которой возрождается былое великолепие, но без отказа от простоты линий. Это мебель красного дерева, большие гладкие поверхности которой сдержанно украшаются тонкими резными мотивами. Бронзовые накладки, интарсия, маркетри почти полностью исчезают.

Первый шаг по направлению к ампиру уже сделан, хотя в целом в формах мебели и интерьерах Директории больше непосредственности, в них еще нет надменной, холодной торжественности и тщеславной репрезентативности стиля Империи. Мебельные мастера в своей работе руководствуются прежде всего соображениями практичности и целесообразности. Бесполезные предметы, сложные формы и украшения изгоняются; дух рационализма, сопутствующий революционным умонастроениям, решительно вторгается и в мебельное искусство.

Среди наиболее распространенных типов мебели фигурируют шкафы и комоды простых, будничных форм. В витринах нет особой необходимости, так как время совсем не благоприятствует страсти к коллекционированию. Зато люди много читают, отсюда и повышенный спрос на книжные шкафы и секретеры. Предметы корпусной мебели имеют простые, облегченные объемы и прямые ножки; карнизы поддерживаются колоннами, а чаще всего пилястрами, завершающимися бронзовыми капителями (544). Кровать, освобожденная от массы скрывавших ее драпировок и занавесок, решается в различных вариантах; один из них — кровать с одинаковыми по высоте и оформлению головным и ножным щитами, установленная вдоль стены (545). В последние, годы века в спинках и локотниках предметов мебели для сидения и лежания появляются S-образные линии изгиба (или в форме оборотной S; 553). Другие новинки: длинное, узкое канапе (paphose) и меридиенн, у которого спинка (локотник) и ножка образуют одну, плавно изогнутую линию. Стулья легкие, с ажурными (547, 551) или мягкими (546) спинками, иногда имитирующие античные образцы (552); обивочные материалы — гладкое или полосатое сукно, в отдельных случаях шелк или кожа. В изделиях стиля Директории, хотя и редко, но все еще встречаются гнутые ножки (549), главным образом у столов.

После того как в 1791 году были упразднены статуты корпораций, право открывать мастерскую получил каждый ремесленник. Утратило свою силу и знаменитое контрольное клеймо (JME). Все это неизбежно вело к временному ухудшению качества продукции. Правда, в мебельной практике эпохи Директории клеймение все еще распространено. Принцип деления мебельщиков на «столяров» (menuiserie) и «чернодеревцев» (ebenisterie) утратил свою актуальность, так как к тому времени технику фанерования освоили и столяры. В середине девяностых годов большим спросом пользуется мебель, изготовленная в мастерских братьев Жакоб.

Знаменитая династия мебельщиков Жакоб успешно продолжала свою деятельность и позднее — в эпоху Империи, а затем и в эпоху Реставрации.

Важнейшие особенности мебели стиля Директории: простые прямолинейные формы и прямые линии, плавные изгибы, гладкие поверхности, ограниченный набор элементов декора, сужающиеся книзу прямые, реже — слегка изогнутые рубленые или точеные ножки (546, 547, 548, 552), гладкие (не кан-нелированные) колонны, фронтонные завершения шкафов и боковых щитов кроватей, различные элементы — обрамления, заполнения ажурных спинок — в форме ромбов или многоугольников (544, 551), античные или древнеегипетские орнаментальные мотивы (венки, шлемы, копья, ликторские связки, щиты, сфинксы, фавны, лебеди, грифоны, пальметки, маски).