Ренесанс

Ренессанс зарождается в Италии XIV века. Период зрелого итальянского ре-нессансного стиля падает на вторую половину XV и XVI столетия. Начало этой эпохи принято рассматривать как закат средневековья, начало нового времени. В эту эпоху под натиском острых внутренних противоречий устои феодального строя начинают расшатываться. Быстро развивающиеся, экономически крепнущие города ведут борьбу за независимость, за право на самоуправление. Особенно преуспевают на этом пути итальянские торговые города. Обострение классовых противоречий наблюдается и в деревне. По всей Европе прокатывается волна антифеодальных крестьянских выступлений.

Формируются зачатки капиталистических отношений. Ремесленник работает уже не на потребителя, а на рынок. Многие городские ремесленники, распознав выгоды, таящиеся в производстве и сбыте товаров крупными партиями, содержат мастерские с большим числом подмастерьев и учеников. Однако производство все еще базируется не на машинном, а на ручном труде. Ранней формой капиталистического производства были мануфактуры, предшествовавшие крупной машинной индустрии. Распространение мануфактур характеризует эпоху упадка феодализма и подъема нового класса — буржуазии.

Как писал Ф. Энгельс, только теперь открыли землю, заложили основы будущего развития мировой торговли, основы для возникновения мануфактур, которые в свою очередь являются зачатками современного машинного производства.

На этом важном этапе развития человечества в различных областях общественной жизни почти одновременно складываются благоприятные условия для прогресса. Успехи науки и техники, великие географические открытия (Америка!) революционизируют представления человека о мире. В сферу мирового производства включаются новые источники сырья и новые рынки. Эта эпоха дала целый ряд выдающихся ученых, изобретателей, путешественников, мыслителей, художников, деятельность которых способствовала развертыванию колоссальной по масштабам духовной революции. Свободные, богато, часто универсально одаренные люди всеми силами борются за торжество нового мира, новых идей.

Ренессанс, следовательно, означал не просто смену художественных вкусов, был не просто духовным, культурным явлением, а принес глубокие перемены, охватившие все области жизни; перемены, которые на определенном этапе социально-экономического развития общества, в период развертывания капиталистических отношений, дали себя знать повсюду. Закономерно, что Ренессанс зарождается в экономически наиболее развитых небольших итальянских городах-республиках, в которых, как некогда в городах Древней Греции, складываются благоприятные условия для становления нового миропонимания, новой, независимой и энергичной личности.

Гуманистическое мировоззрение наносит решительный удар по идеологии феодализма. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. В то время как на Севере продолжает торжествовать готика, вступившая в свой завершающий период со всеми его излишествами, в Италии древнеримские памятники, спустя более чем тысячелетие вновь увидевшие свет, порождают глубокий интерес к классической литературе и искусству.

Человек новой эпохи стремится к духовной свободе и автономии личности. На смену вере приходит знание, основанное на опыте. Творчество художников становится все более многогранным; они уже подписывают свои произведения и пользуются плодами известности и славы. Одной из выдающихся личностей этой эпохи был Леонардо да Винчи — великий художник, скульптор, архитектор, инженер, физик.

В творениях ренессансной культуры аскетизм и мистика средневековья вытесняются ощущением радости жизни, удовлетворенностью земным бытием. Формы античного греко-римского мира сначала появляются в оформлении жилищ и архитектуре итальянских городов. Крупные архитекторы и безвестные мастера создают богатые, блещущие великолепием интерьеры во дворцах Флоренции, Венеции и других итальянских городов.

Искусство Возрождения, распространяясь из Италии в другие страны Европы, под влиянием местных факторов повсюду приобретает своеобразные формы. Складываются ясно различимые итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская и испанская разновидности ренессансного стиля.

Главные заказчики этого времени — правители итальянских городов-республик и богатые горожане — поручают архитекторам решение новых, светских задач. Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи. Ренессансный архитектурный стиль — подобно древнеримскому — эклектичен, и по характеру скорее декоративный, нежели конструктивный. Формальные элементы этого стиля почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Возвращенные архитектуре спокойные горизонтальные членения противопоставляются устремленным ввысь линиям готики. Кровли становятся плоскими; вместо башен и шпилей появляется купол — импозантный, красивый, хотя и не новый архитектурный мотив.

Строительство перестает быть монополией корпораций каменотесов. На арене появляется новый тип архитектора и предпринимателя, не связанного цеховыми обязательствами, а в качестве физической силы используется труд наемных рабочих.

Наряду со столь характерными для данного времени центрально-купольными зданиями культового назначения очень типичными постройками являются дворцы (палаццо). Строились они для разбогатевших представителей торгово-финансового сословия (например, палаццо Строцци, Питти). Эти монументальные постройки замкового типа возводились на больших земельных участках вне стен средневекового города. За монументальным, выложенным бутовыми квадрами фасадом такого сооружения находился обычно закрытый, окруженный аркадами двор, минуя который посетитель оказывается в богато убранных парадных залах и покоях дворца. Оформление фасадов выполнялось мраморными плитами, стукко или техникой цветного сграффито. Окна решались с полукруглым, позднее с прямым завершением.

Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни флорентийской и венецианской знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. На юге жилые помещения обычно очень просторные и очень «каменные»: пол, стены и даже дверные рамы облицованы мрамором, деревом обшивался лишь потолок (бревенчатый или кессонный).

Перемены в жизни повлекли за собой появление новых типов общественных построек: ратуш, складов, больниц, театров. Снова начинают возводиться загородные дома, прототипом для которых послужили римские виллы.

В основе художественного метода лежит стремление к спокойным, уравновешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. Мерой гармоничности форм служит правило золотого сечения. Характерно ренессанс-ным элементом архитектурно-декоративного оформления был кессон (восходит к столярным конструкциям рамочно-филеночной вязки). Простое дощатое покрытие стен сменяется сложно решенными деревянными покрытиями с профилированными деталями, колоннами, пилястрами и резными филенками.

В эпоху Ренессанса формообразование носит уже рациональный, планомерный характер: предметы зарождаются сначала на бумаге, в виде проектов, и лишь затем по этим проектам выполняются в материале. Если предыдущие стили органически развивались друг изЛдруга, то ренессанс, перешагнув через тысячелетие, призвольно избрал отправной точкой художественно-культурное наследие античности.

В эпоху средневековья мебель жилых помещений тяготела к стенам. Все недвижно стояло на своих местах, подобно людям в общественной иерархии. Более легкая, «подвижная» мебель появляется в эпоху капитализма,' когда и человек получает больше свободы для передвижения. Люди средневековья обходились сравнительно небольшим количеством типов мебели. Ренессанс-ная мебель превосходит средневековую не только количеством и разнообразием, но и большей индивидуальностью решений отдельных предметов. Все более дает себя знать и повышающееся художественное чутье заказчиков. Дорогая мебель с богатой отделкой становится своего рода символом социального положения ее владельца.

Ренессансную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Корпусная мебель решается как архитектурное сооружение, как миниатюрное палаццо, с колонками, пилястрами, карнизами, фронтонами. Такую составленную из архитектурных элементов мебель, в которой каждая часть является самостоятельной, независимой формой, называют архитектонической. Композиции строятся на красоте пропорций, чистоте контуров, ясности силуэтов изделий.

Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов, которые она развивает в сторону большей утонченности. Декорируется, как правило, почти все, но в большинстве случаев с соблюдением меры и сохранением подчиненности главной форме. Количество употребляемых декоративных мотивов велико; широко используются, в частности, различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, гермы, купидоны. Колонны и пилястры, в свою очередь, нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в частности — гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях. Гротески — это очень причудливые, фантастические орнаментальные композиции: вплетенные в прихотливо вьющиеся растительные ветви фигуры животных, фантастические существа, птицы, человеческие головы, цветы. Поля, образованные правильным геометрическим членением поверхностей стен или мебели, были благодатным объектом для декорировки. Помимо вышеупомянутых, широко употреблялись такие орнаментальные формы, как арабески, плетенки, кар-туши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны, фигуры полулюдей-полуживотных и т. д.

Столярное дело в этот период достигает высокого художественного уровня. Мастер-столяр должен был отлично чувствовать форму, конструкцию, хорошо рисовать и быть подготовлен технически. С освоением способа получения пиленых досок появилась возможность для производства более легкой мебели. Выработанные в этот период новые приемы рамочно-филеночной вязки в дальнейшем легли в основу многочисленных мебельных форм.

Цветовой строй ренессансной мебели отличается сдержанностью; мастера-мебельщики, как правило, стремятся обыграть естественный цвет и текстуру слегка вощеной древесины. Изобретение станка для выработки тонких листов древесины (фанеры) — для развития мебельного производства событие столь же эпохальное по своей значимости, сколь эпохальным было двумя столетиями ранее изобретение механической пилы, приводимой в действие водой: оно открыло путь для широкого распространения техники фанерования, а вместе с ней приема украшения изделий мебели интарсией.

На раннем этапе техника инкрустации была сравнительно простой и применялась главным образом для украшения церковной мебели. До конца XIV века в наборе употреблялись преимущественно черное и белое дерево, позднее — слоновоя кость. Изображения были почти монохромными, без оттенков. Наиболее распространенные декоративные мотивы — вьющийся стебель, акантовый лист, музыкальный инструмент, городской вид, натюрморт.

Нередко элементы набора левой и правой стороны того или иного предмета мебели находились в позитивно-негативном отношении друг к другу. Сущность этого приема декорировки состоит в следующем: из двух наложенных друг на друга листов фанеры выпиливался узор; в последующем, при наклеивании на основу, фрагменты, отпиленные от различных по цвету фанер, менялись местами. Круг приемов и мотивов украшения постепенно ширится; появляются фигуральные решения, гротеск, орнамент в виде арабески, в обиход вводится окрашенное дерево, осваивается прием тонирования с помощью раскаленного песка. Замечательными мастерами интарсии в Италии были Баччо д'Аньоло, Джованни да Верона, Бенедетто да Майано.

Предметы обстановки, все еще немногочисленные, большей частью размещаются вдоль стен просторных помещений. В итальянском ренессансном жилище по-прежнему значительную роль играет сундук-кассоне (cassone) (233), по важности второй после кровати предмет обстановки. Кассоне — это и сундук для хранения или перевозки вещей, и скамья, и традиционная принадлежность свадебного приданого невесты. Такие кассоне изготавливались, в частности, в Сиене и Флоренции. Сундуки богато украшались резьбой, инкрустацией, росписью. В середине XV века появляется уменьшенная разновидность кассоне — кассета (cassetta).

Из сундука-кассоне развивается предок дивана — касса-панка (cassapanka, 230), ларь-скамья со спинкой и локотниками. Касса-панка предназначалась для почетных гостей. Спинка ее часто делалась высокой, в отдельных случаях даже с навесом. Новыми типами мебели были также посудный шкаф (credenzone) и секретер. Приземистый, снабженный, как правило, двумя-че-тырьмя дверцами, посудный шкаф представлял собой нечто среднее между сундуком и развитой формой шкафа (235).

О форме итальянской ренессансной кровати мы можем в какой-то мере судить по изображениям на картинах и гравюрах. Кровати были высокими, с приступкой и балдахином или задергивающимися занавесками, с высоко приподнятым изголовьем.

Наиболее часто встречаются два типа столов: один — прямоугольной формы с толстой столешницей, покоящейся на двух массивных устоях, в пластике которых чувствуется влияние древнеримских мраморных столов (флорентийский тип); сюда же относятся и четырехопорные болонские столы (236). Другой тип — центральный, или одноопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Однако в повседневной жизни наиболее распространенной формой обеденного стола по-прежнему остаются козлы с покоящимся на них дощатым настилом.

С новыми формами и разнообразием решений встречаемся мы и в мебели для сидения. Один из типов — простой по конструкции, но поражающий богатством резьбы стул, сбитый из трех досок (238). Т. н. «стул Строцци» состоит из доски, служащей сиденьем, высокой дощатой спинки и трех наклонных ножек (231). Другой тип — простой стул на четырех ножках (228) и развившийся из него вид кресла с сиденьем и спинкой, обитыми кожей. С появлением этого кресла вновь возрождается мягкая мебель. Не выходит из употребления и складное (курульное) кресло (232, 234). Одной из его разновидностей является т. н. «стул Савонаролы» (229).

Характер оформления, декорировки итальянской мебели из столетия в столетие меняется. В XIV веке (треченто) предметы обстановки украшались яркой росписью и позолотой. В следующем столетии (кватроченто) широкое распространение получает орнаментально-архитектурное оформление изделий мебели, а среди техник инкрустации — очень эффектная чертозианская мозаика. В XVI веке (чинквеченто) господствует резьба по дереву. Обработанные сочной, рельефной резьбой роскошные изделия этой эпохи уже предвещают приближающийся век барокко.

Формы итальянской ренессансной мебели в разных областях страны имеют ярко выраженные местные черты. В основном можно выделить четыре центра мебельного производства.

На рубеже XV—XVI веков наиболее развитой была художественная мебель Тосканы (Флоренция), оказавшая сильное влияние на мебельное искусство всей Италии. Здесь, в Тоскане, появляются первые признаки раннего Ренессанса. Вначале мебель украшалась росписью и позолотой. Позднее стала употребляться и каменная мозаика. Сохранилось довольно много изделий флорентийской ренессансной мебели, что облегчает задачу по исследованию развития отдельных мебельных форм. Обстановка флорентийского ренес-сансного жилища в основных чертах сформировалась во времена, когда городом правили представители дома Медичи.

В Венеции и прилегающих к ней североитальянских областях мебельные формы особенно оригинальны и разнообразны. Они складывались под воздействием своеобразного колорита жизни и архитектуры города на лагунах и тесных торговых связей с Востоком. Своей красотой венецианская мебель обязана подчеркнуто декоративному характеру; сундуки, шкафы украшаются росписью, стукко, позолотой.

Значительным центром мебельного производства была и Болонья. Энергичные, рациональные формы раннеренессансной болонской мебели позднее, в эпоху зрелого Ренессанса, сменяются более торжественными. Для мебели XVII века характерны выдержанные пропорции, по-барочному динамичные формы, эффектные профили. Наиболее прославленным мастером резьбы по дереву здесь был Формиджине.

В мебельных мастерских Ломбардии производились инкрустированные костяными пластинками изделия, в которых чувствуется довольно сильное влияние венецианских образцов. В этой провинции ощутимы и франко-бургундские влияния. В Ломбардии вместо сундуков используются двухъярусные шкафы. Этот тип мебели в других областях Италии в это время пока еще не встречается.

Богатая, очень рельефная резьба и позолота характеризуют художественную мебель Рима и Неаполя, формирующуюся под влиянием флорентийских образцов. В создании роскошной мебели для пап и богатой аристократии принимают участие крупные живописцы и скульпторы.

Сундуки-кассоне являются наиболее удобными объектами для исследования техники и приемов декорировки итальянской ренессансной мебели. Наиболее распространены резьба, мозаика, интарсия. На ранних этапах резьбой покрывались преимущественно рамки, поверхности же украшались росписью или позолоченными лепными узорами. Мотивами декоративной росписи служили фамильные гербы, фигуральные композиции, виды городов. Часто сундуки расписывались знаменитыми живописцами, не считавшими этот вид деятельности унизительным.

Влияние архитектурных форм сильнее всего сказалось на флорентийских кассоне, сохранивших, однако, благородную простоту и ясность композиции. Со временем, теряя свою прямолинейную форму и приобретая все более сложный силуэт, кассоне начинает походить на античный мраморный саркофаг.

Во Франции дух Возрождения начинает распространяться лишь в конце XV столетия. Придерживаясь принципа периодизации «по королям», французское Возрождение можно разделить на четыре этапа: переходный стиль (Людовик XII, 1498—1515); ранний Ренессанс (Франциск I, 1515—1547); зрелый Ренессанс (Генрих II, 1547—1559); поздний Ренессанс (Генрих IV, 1589—1610).

В переходном стиле тон продолжают задавать готические формы, влияние нового стиля затрагивает пока лишь орнаментальный строй. Элементы ран-неренессансной художественной культуры проникают сначала в провинциальные замки, но и здесь они все еще сосуществуют с готическими формами, без всякой органической связи с последними (например, Блуа, Шамбор). Некоторое время на развитие французской мебели значительное влияние оказывали работавшие в стране итальянские художники. Однако позднее ведущая роль переходит к французским мастерам, прошедшим итальянскую выучку. Во Франции сложилось восемь мебельных школ, во главе которых стояли известные мастера.

Среди приемов декорировки преобладает богатая, сильно детализированная резьба. Другие техники появляются значительно позднее; так, интарсия осваивается лишь в последней трети XVI века.

Наряду с широко распространенными, разнообразными по решению, нарядными сундуками (241, 248) повляются новые виды мебели: дрессуар (dressoir) (242, 251) — посудный шкаф (поставец), развившийся из сундука, поднятого на стойки; двухкорпусный шкаф (meuble a deux corps) (263) и первые варианты кабинета.

Наиболее распространенными формами мебели для сидения были дощатое кресло, аналогичное по конструкции итальянской касса-панке (246, 247, 268), кресло с резной спинкой (269, 272) и легкое кресло с точеными ножками (243). Появляются обитые тканью или кожей, украшенные бахромой и тесьмой стулья и кресла (250, 255, 258), а также диваны (271). Плетеные сиденья и спинки встречаются у кресел с тяготеющими к барокко формами (270).

Важное место в жилом интерьере отводится кровати («lit de parade») (252, 253, 267); она решается как архитектурное сооружение, оформляется колоннами, балдахином, головным щитом красивой резной работы. (Уже в этот период в кругах аристократии был распространен обычай принимать гостей, лежа в кровати. Отсюда и требование к кровати быть парадной, представительной.)

Опорные части столов решались чаще всего в виде колонок, балясин и аркад (249, 254, 257, 264). Во времена Генриха I бытовала интересная мебельная форма: небольшие столы простой плотницкой работы и стулья, сплошь обитые плюшем и отделанные бахромой.

Среди мастеров, по рисункам и гравюрам которых изготавливалась и украшалась мебель, были Дюсерсо и ученик Микеланджело Башелье. В мебели периода правления Людовика XIII (1610—1643) уже появляются — снова под влиянием итальянских образцов — первые признаки раннего барокко.

В Голландии и Фландрии ренессансная мебель второй половины XVI века развивается главным образом под влиянием рисунков образцовых предметов мебели архитектора Вредемана де Вриса. В своих умеренных по декору мебельных формах де Врис ориентируется на итальянскую школу. Фламандскую и голландскую мебель отличают простота и удобство. Наиболее распространенные элементы ее оформления и убранства: профилированные карнизы, члененые филенки (274), мотивы арок (280), балясины, ажурная резьба (285, 286), медальоны, каннелированные пилястры. Популярна и техника деревянной мозаики; композиции в виде шахматного и иных геометрических орнаментов набираются экзотическими породами дерева, привозимыми из дальних стран. Позднее появляется богатая по рисунку интарсия, а с ней и новые мотивы украшения: цветы в вазе, птицы, бабочки и т. д.

Важнейшие типы мебели: обитые кожей стулья с х-образными ножками (280); кровати с балдахинами; солидные столы с толстыми столешницами и массивными, точеными в форме балясины ножками, скрепленными внизу проножками (275, 276, 284); большие шкафы с несколькими дверцами, обрамленными рамками, пилястрами (273). Из других мебельных форм встречаются еще поставец, а также буфет или креденца, оформленная внизу двумя дверцами и ящиками, вверху — колонками, нишей, карнизом (прототип будущих английских буфетов). Стулья и кресла нередко имеют точеные витые ножки (282). В целом формы мебели для сидения отличаются простотой; сиденья и спинки чаще всего обтянуты кожей, прибитой гвоздями с большими шляпками (277, 278, 279, 281, 282).

В Англии мебельное искусство длительное время развивается под влиянием европейских, главным образом голландских образцов. И здесь ренес-сансному стилю не скоро удалось вытеснить готические формы, но внедрившись, он сохранил свои позиции до конца XVII века.

Зрелый стиль Тюдоров приходится на время правления короля Генриха VIII (1520 —1550), но в этот же период формы обнаруживают растущее влияние французских, и особенно голландских образцов. Крупный вклад в развитие английского ренессансного прикладного искусства внесли итальянцы Приматиччо и Торриджани и немец Ганс Гольбейн Младший. Первая поездка Гольбейна в Англию состоялась в 1526 году.

Чисто ренессансный стиль в английской художественной культуре складывается в период правления королевы Елизаветы (1558 —1603); во Франции на этот период приходится правление королей Генриха II, Генриха III и Генриха IV. Однако наиболее совершенными творениями столярного искусства являются пока что не столько изделия мебели, сколько тонко сработанные деревянные панели, которыми обшивались стены покоев в замках английских феодалов (296). Мебель, исполненная в дубе, пока еще громоздкая; наиболее распространенные формы: столы с точеными ножками (290, 297, 298), массивные, с высокой спинкой кресла (293), сундуки с сильно члененными передними стенками (287) и кабинеты (292).

Следующий период английского Возрождения охватывает почти весь XVII век (1603—1688). В мебельных формах этого периода сначала чувствуется итальянское влияние, позднее при английском дворе работают мастера, приглашенные из Франции и Голландии. Столы, стулья и кресла почти во всех случаях имеют точеные ножки (303, 306, 308, 313, 314), но постепенно осваивается и занесенная из Франции форма гнутой ножки (304, 309, 311). В оформлении сундуков и шкафов архитектоническому принципу предпочитается обработка поверхностей большим количеством резных филенок с беспокойными по ритму орнаментальными композициями (301). Посудный шкаф существует в двух разновидностях: один — типа поставца, другой — высокий, состоящий из двух частей с выдвижными ящиками в нижней части и с открытыми полками наверху (307). Незаменимым предметом обстановки едва ли не каждого английского дома был стол с опускающимися полами и раздвижными ножками («butterfly table» или «gate leg table») (314). Мебель изготавливается уже не только из дуба, но и из ореха и различных экзотических пород дерева. Появляются легкие, изящные формы, восходящие к итальянским, главным образом — венецианским образцам.

В 1630-х годах пуритане-переселенцы завезли в Америку предметы обстановки, характерные для английских мебельных форм той поры. Эта мебель легла в основу т. н. англо-американского колониального стиля.

В художественной культуре Германии переход от средневековья к Возрождению затянулся на многие десятилетия. В распространении ренессансных принципов в немецком искусстве выдающуюся роль сыграли Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Млайший.

Для немецкого Возрождения особенно характерны увенчанные острыми фронтонами жилые дома (Giebelhaus) и ратуши с башнями и аркадами. Здесь тоже вначале складывается переходный стиль. Новое дает себя знать сначала в декоре и лишь позднее в конструкции. Так, креденца (Stollenschrank), показанная на илл. 316, может служить примером своеобразного симбиоза готической формы и ренессансного орнамента.

Немецкое Возрождение делится на два этапа: раннее Возрождение (до середины XVI века) и позднее (до 70-х годов XVII столетия).

Распространению нового стиля в Германии содействовали рисунки образцовых предметов мебели т. н. «малых мастеров». Наиболее известными среди них были Петер Флётнер (проект кровати его работы воспроизведен на илл. 325), Иост Аман, ГансДиттерлейн. В мебельном искусстве Германии сложился целый ряд школ: рейнская, баварская, франкская и др., однако имея ввиду лишь наиболее существенные различия, можно ограничиться подразделением стиля на две разновидности: северонемецкую и южнонемецкую.

Немецкая ренессансная мебель более живописна и не столь связана с античными образцами, как итальянская. В декорировке шкафов, сундуков, столешниц широко применяется техника деревянного набора. Наиболее популярные мотивы украшения: акантовый лист, венки, медальоны, рог изобилия, гротеск, дельфины, волюты, картуш, герб.

В мебельном искусстве Германии процесс вытеснения готических форм протекал медленно. Своеобразное сосуществование двух стилей, характерное для переходного этапа, мы уже наблюдали на примере поставца (316). Подобную же эволюцию прошли и другие виды мебели. Массивные, слегка неуклюжие формы средневековья проявляли большую живучесть (322). Предметы обстановки, в которых восторжествовали ренессансные формы, показаны на илл. 321, 325, 326, 335.

Среди своеобразных мебельных форм, сложившихся в Северной Германии, столы двух типов: один — с массивными, точеными в форме балясин ножками (318); другой — развившийся из средневекового, тирольского типа, с наклонными ножками и подстольем с ящиками (322). Мебель для сидения отличалась разнообразием форм и решений (319, 320, 323, 324).

На юге Германии итальянское влияние более ощутимо. Оно дает себя знать в первую очередь в подчеркнуто архитектурном характере оформления корпусной мебели (326, 335). Среди столов встречаются как с наклонными ножками (330), так и интересные по решению центральные, одноопорные формы (332, 333). Здесь, как и повсюду в Европе, продолжает существовать одна из древнейших мебельных форм — складной стул (331, 334). Кресло и стул с резными дощатыми спинками, показанные на илл. 327 и 328, — местные, упрощенные разновидности итальянских образцов.

В Испании в мебели по-прежнему сильны традиции высокоразвитого ара-бо-мавританского искусства. На поздних этапах Возрождения к ним присоединяются и влияния, идущие из Италии и Франции.

Типично испанской мебельной формой можно считать кабинет (339), обработанный лаком и ажурными накладками. Поднятый на ножки в виде колонн, кабинет имел либо дверцы, либо откидную доску, за которой скрывались маленькие выдвижные ящички. Испанское название кабинета — «varguenos» — связывают с местечком Варгас, где, очевидно, изготовлением кабинетов занимались многие мастера-мебельщики. В кроватях и других изделиях каркасной мебели широко использовались красивые по рисунку точеные детали (338, 340, 343, 345). Популярна и техника инкрустации, причем наиболее излюбленным орнаментом является арабеска. Знамениты изящные, тончайшей работы инкрустации из Саламанки и Севильи (338, 347). Спинки и сиденья предметов мебели для сидения обтягивались художественно отделанной кожей (тиснение, гравировка, золочение), прибивавшейся гвоздями с большими медными шляпками (341, 344). В XVII столетии тисненая кожа из Кордовы использовалась и для обивки стен жилых помещений.

В мебельные формы Португалии, поддерживавшей оживленную торговлю с Востоком, проникли индийские влияния, распространившиеся отсюда на другие страны Европы. Во второй половине XVI века в восточноиндииских колониях Португалии производились кабинеты, инкрустированные эбеновым деревом и слоновой костью и обработанные ажурными накладками из позолоченных медных пластинок.

В этих индо-португальских по стилю кабинетах сошлись пути европейской и дальневосточной мебели. Индийским по происхождению был и прочно укоренившийся в испано-португальском прикладном искусстве мотив решетки из изящных, густо профилированных брусков, применявшийся в оформлении окон, дверей, различных предметов домашней обстановки.

Мебель испано-португальских колоний по ту сторону Атлантики (Мексика, Южная Америка) существенно не отличалась от изделий, производившихся в метрополии.

В Венгрию влияние ренессансного прикладного искусства проникло в период правления короля Матяша. В 1479 году в Буде работают уже четыре флорентийских художника, пробывших здесь целый год. Вазари известно много итальянских мастеров, деятельность которых в той или иной мере была связана с Венгрией. Все это свидетельствует о том, что итальянское влияние было непосредственным и сильным. До нас не дошло ни одного предмета венгерской раниеренессансной мебели. Среди произведений XVI века, созданных под влиянием итальянского искусства, значительную художественную ценность представляют предметы обстановки церквей в Нирбаторе, Бартфе, Лёче, Кёрмёцбане (ныне Бардейов, Левоча и Кремница, ЧССР) и др. Развитые ренессансные формы и высокий художественный уровень характеризуют и венгерскую мебель XVII века.