Готический стиль

В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.

Во Франции новое движение началось с Иль де Франс на севере и продолжалось с 1200 по 1525 годы; оно породило стиль, просуществовавший более 300 лет и вошедший в историю культуры под названием готического (или готики). Сначала это было насмешливым прозвищем данного стиля в эпоху Ренессанса, которым желали подчеркнуть его дикость и нецивилизован.-ность. Одновременно с Францией готика появилась в Бельгии и в Швейцарии, в Германии этот стиль развился только в XIII веке и достиг полного расцвета в XIV—XV веках. Следовательно, в Германии можно встретить лишь мебель поздней готики. В Италию готика проникла тоже довольно поздно и распространилась благодаря монастырям доминиканского ордена, начавшего в то время бурно развиваться.

Расцвет городов в феодальном средневековье тесно связан с развитием торговли и ремесел. Господствующим слоем в городах были землевладельцы, знатное окружение сюзерена и богатые торговцы. Самую многочисленную прослойку населения образуют ремесленники и мелкие торговцы. Ремесленники в период готики больше не были крестьянами или монахами, это уже квалифицированные специалисты, члены профессиональных коллективов — цехов. Средневековая цеховая община строго следит за качеством производимых товаров и за их количеством. Мастера-каменотесы, создатели устремляющихся ввысь соборов еще остаются безвестными, цеховые знаки их еще заменяют мистические рисунки, но это уже не просто живые орудия труда, как во времена античных тиранов. Кафедральные соборы провозглашают не только величие церкви, неодновременно отражают стремление буржуазии к великому и прекрасному, желание показать, что ей доступны не только узкие, маленькие домишки.

Быстрее всего смена стиля отражается на архитектурных формах. По-прежнему единственной крупной задачей архитекторов остается постройка церквей, но как меняется по сравнению с минувшими столетиями их форма! Громоздкие, мрачные, похожие на крепости романские церкви уступают место динамичным, ярким, бесконечно разнообразным строениям готики. Стены перестают быть конструктивным элементом, а потому становятся более легкими; характерными элементами формы являются высокие башни, стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды. Стрельчатый свод устремлен ввысь наподобие копья, в его форме ощущается восточное влияние.

Готическая архитектура характеризуется пространственностью, открытой вовне, и совершенно новой каркасной системой постройки, новой конструкцией сводов: сплошные своды заменила система реберных перекрытий и вынесенных наружу мощных контрфорсов с аркбутанами (перекидными арками). Фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор конструкции готики преодолевают громоздкость камня, который сковывал и античные архитектурные формы, не только используя, но и исчерпывая все заложенные в нем возможности, доводя тяжеловесный камень до границ нематериальности.

Произведения средневекового изобразительного искусства проникнуты тем же духом, что и архитектура. Живопись и скульптура преследуют ту же цель — выразительность, экспрессивность. Картины больше не имеют ничего общего с византийской стилизованной возвышенной неподвижностью, в большинстве случаев очень жизненно изображаются драматические сцены из библии, на них мы видим людей этой эпохи в современной одежде. Огромные красочные витражи в свете проникающих через них солнечных лучей кажутся почти нематериальными. «Готические розы» — эти симфонии света, поэмы в стекле и камне — как нельзя лучше отражают суть готического стиля. Готические алтари — изумительные шедевры, счастливо объединившие красочность живописи и раскрашенной скульптуры. Цвет получает в средневековье особую роль. Одежда, дома, статуи радуют глаз яркостью красок и позолотой.

К концу средневековья с появлением огнестрельного оружия крепости теряют свое значение, в их стенах расцветают феодальные замки, защищенные укрепленными башнями.

Средневековые города строились на небольшой площади, тесно застраивались и окружались стенами, что обеспечивало защиту от нападений извне. Улочки были узкими и кривыми, а дома — узкими и высокими. В нижнем этаже размещались магазины, мастерские, вверху — жилые помещения.

Жители средневековых городов были преданными членами городской общины. Они непоколебимо стояли на страже интересов своего города, чему весьма способствовало и вынужденное тесное «сосуществование» людей, отгороженных от внешнего мира городской стеной. В процессе длительной упорной борьбы города отвоевывали у сюзеренов различные привилегии, самоуправление. Застройщиками церквей теперь являются не только церковь и монашеские ордена, но и города, сюзерены и богатые цеха ремесленников. Архитекторы и строители — уже не служители церкви, а свободные ремесленники, мастера строительного дела.

В домах средневековой знати приемные залы и комнаты для гостей богато оформляются в соответствии с архитектурой каменных сооружений. Жилые дома богатых горожан не отстают в роскоши от домов знати, однако сохраняют определенную сдержанность и простоту оформления и обстановки. Для раннеготического интерьера характерны дощатые или кафельные полы, которые позднее застилались коврами. Стены облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, и настенными коврами. В XV веке в северной части Европы ковры, подушки, шпалеры особенно роскошны (фламандские и бургундские тканые ковры). В это время начинают уже остеклять окна, сначала появляются круглые оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, занавесей же еще нет. Картины для украшения комнат используются редко, широко распространена настенная живопись, позднее появляется письмо масляными красками, главным образом портретная живопись, и гравюра по дереву. Потолки обычно деревянные, имеют балочную конструкцию, или, как в Англии, это потолок с открытыми, прекрасно оформленными стропилами. Наряду с балочными потолками встречаются также потолки, облицованные досками, гладкие или часто расчлененные рейками и украшенные декоративной росписью. Во Франции и в Англии центром интерьера был богато оформленный камин; в Германии уже с середины XV века в интерьере начинают играть большую роль кафельные печи. Предметы обстановки еще очень тяжелы и неуклюжи, обычно тяготеют к стенам. Что касается формообразования, то здесь доминирует копирование в дереве церковной архитектуры, что на предметах обстановки выглядело совсем непривлекательно, не говоря уже о том, что в корне противоречило характеру основного материала — дерева. И все-таки для готики это весьма характерно, так что на готических шкафах и кроватях можно встретить самые разные элементы архитектуры церквей и крепостных замков вплоть до амбразур. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана геометрически точная орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева.

Развитие общественной жизни способствует появлению новых привычек, а вместе с ними и новых предметов мебели. К концу средневековья появляются прототипы всех основных современных предметов мебели.

Интересен процесс развития обстановки дворцов и квартир горожан. Почти каждое изделие мебели ранней готики имеет церковное происхождение. Конструкция и техника исполнения еще долго сохраняют следы романского стиля. Позднее на основе традиции высокого мастерства каменотесов была создана великолепная обстановка церквей (шкафы для ризниц, кресла для клироса и т. д.), которая повлияла на дальнейшее развитие мебели городских жилищ, этому способствовало и оживление старой конструкции с рамками и филенками, известной еще древним римлянам и не использовавшейся в течение многих столетий. В период разрушающегося рабовладельческого строя, в IV веке были забыты все высокоразвитые технические приемы, и прежде всего — рамочно-филеночная вязка. В века переселения народов вместе с исчезновением техники ремесел исчезали даже и инструменты; позднее их приходилось изобретать вновь. Столярное ремесло своим прогрессом обязано разделению труда, но дальнейшему его развитию долгое время препятствовала тенденция к хранению профессиональных тайн.

Толчком к распространению рамочно-филеночной вязки явилось изобретение в 1320-х годах лесопильни, которая была использована впервые только в 1322 году. С ее помощью можно было механически распиливать стволы деревьев на доски; теперь не надо было мастерить тяжеловесную мебель из толстых брусков. Благодаря более тонкими и легким доскам в хорошо сконструированной столярной мебели были заметны предпосылки, созданные новой технологией для возникновения новых форм.

Для устранения однотонности чрезмерно тектоничных конструкций используют различные формы орнаментации. Для этой цели кроме архитектурных форм служат членения и пластичные филенки. В основном различают четыре основных вида украшения филенок: 1) ажурный орнамент; 2) лиственный орнамент; 3) ленточное плетение; 4) т. н. parchemin plie — стилизованный резной орнамент, в виде свитка сырой кожи с закрученными краями или имитации фактуры ткани, собранной в складки, типичный для французской мебели XV века, который столяры выполняли с помощью калевки.

Лучшие мастера, изделия которых отличаются прекрасной обработкой, учитывающей особенности материала, были родом из Рейнской области и из Фландрии (Кёльн и Гент).

Помимо филенок каркас украшается многочисленными архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками и пр., благодаря чему он выглядит легче и декоративнее. Для украшения готической мебели помимо росписи и резьбы служили также стрельчатые своды, ниши и ажурные орнаменты; вскоре к этому добавились и изображения фигур, сначала на фронтальных поверхностях мебели, а затем и по бокам.

Для изготовления готической мебели на Севере и западе Европы использовался преимущественно дуб, реже — орех, а на юге (Тироль) и на востоке, в Венгрии, — ель и сосна (лиственница, кедр европейский, можжевельник и т. д.). Тирольская, швейцарская и другая крестьянская мебель с росписью сохранила формы средневековой мебели до наших дней.

Известные нам зрелые формы готической мебели относятся к более позднему периоду (XIV век), уже после появления досок. В это время возникла потребность в том, чтобы мебель городских жилищ отделывалась не менее тщательно, чем церковная. Представление о готическом интерьере дает не только сохранившаяся мебель, но и живопись того времени. Начинается развитие художественного интерьера, и одновременно с этим возникают и стилистические различия в мебели отдельных стран; возникло своеобразие типов орнамента, использования пород дерева. Готика во всех странах Европы отличается своеобразием, что нашло свое выражение прежде всего в технике орнаментовки.

Варианты готического стиля могут, быть разделены на две основные группы: северную и южную. Северная представлена готическим искусством таких стран, как Франция, Нидерланды, северо-западная Германия и Англия, причем особое значение имеет нидерландское искусство. На юге готический стиль распространяется прежде всего в южной Германии, Швейцарии и в Австрии. Поскольку во многих странах Северной Европы (Германия, Фландрия, Скандинавия) отдельные черты готического стиля сохранились вплоть до появления барокко, а в более отдаленных районах — и еще позже, часто совсем не просто определить «возраст» мебели, ибо он далеко не всегда совпадает с «возрастом» архитектурных сооружений того же стиля.

В период готики возросло число находящихся в употреблении типов мебели, что свидетельствовало о развивающейся культуре быта. Основным видом мебели как в домах знати, так и простых горожан по-прежнему остается сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Наряду с древними, выполненными плотницким инструментом примитивными формами сундуков встречаются сундуки с рамками и филенками (185, 197, 207), а также с новой, архитектурной конструкцией (206, 227). Последние украшаются стрельчатыми сводами, имеют цоколь, приближаются к форме шкафа. Из сундуков позже развивается не один новый тип мебели. Дифференцирование запросов породило и новые типы мебели, как, например, шкафы для посуды: буфет, креденцу или дрессуар (вид поставца) XV века.

Буфет представлял собой разделенные дощатые полки, в некоторых случаях обтянутые тканью, на которые ставили золотую и серебряную посуду или более скромную — оловянную (198). Креденца первоначально была прекрасным видом церковной алтарной мебели, который позднее проник в мирскую жизнь как шкаф для напитков или для посуды. Постепенно он превратился в шкаф, установленный на длинных ножках. У англичан ранние шкафы для посуды были ниже и выглядели как сундук или ларь на ножках (207). В Англии и Нидерландах наиболее распространенным и излюбленным видом мебели были подобным образом оформленные шкафы для рождественских пирогов — установленный на высоких ножках сундук с дверками вместо крышек. Аналогичным видом мебели является дрессуар — разновидность французской открытой подставки для тарелок, также на высоких ножках.

Готический шкаф вскоре оставил позади свою форму, из которой возник, хотя сундуки еще долго были в употреблении и после появления шкафов. Нам известны самые разнообразные формы позднеготических шкафов, в основном они служили для хранения посуды и целей репрезентации. Североевропейская разновидность имеет большие дверки, которые занимают всю переднюю часть, их можно широко открывать. На юге Европы шкафы многоэтажные и имеют четыре, а то и более маленьких дверок. Наиболее своеобразным видом шкафа является, без сомнения, шкаф двухъярусной конструкции с четырьмя — восьмью дверками (196), который своим видом напоминает установленные друг на друга сундуки. (Это впечатление усиливается за счет сохраняющихся иногда старинных тяжелых ручек из кованого железа по бокам как верхней, так и нижней части). Характерным признаком этого шкафа помимо рамочной конструкции является членение высокого цоколя и карниза и широкий пояс, соединяющий оба яруса, в котором часто размещаются выдвижные ящики. Эти тяжеловесные шкафы, неудобные в пользовании, было принято украшать многочисленными архитектурными элементами.

Готические столы приобрели более стабильные формы, развилось и большее число их разновидностей. Самым характерным является стол с торцовыми стенками, с сильно выступающей столешницей на двух торцовых опорах, с глубоким выдвижным ящиком (203). Из этого типа стола образовалась ранняя форма письменного стола с поднимаемой столешницей, под которой находилось множество отделений и маленьких ящичков, а иногда ниже еще и скрытое пустое пространство (201). Такими письменными столами пользовались торговцы и банкиры в своих конторах. Форма средневекового стола сохранилась до наших дней в венгерской крестьянской мебели (16, 18). Другой излюбленный тип стола имел четыре косых ножки, внизу — с подножкой, иногда с поперечными, соединенными клиньями (202). Уже были известны раздвижные столы различных конструкций, помимо этого были круглые и четырехугольные столы с простой или разветвленной центральной опорой. На столешницах уже делается гладкая или составная облицовка шпоном, примитивная разновидность инкрустации, но не интарсия.

Кровать в готическом стиле, если она не была встроена в стену, имела полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу деревянный каркас, а в южных странах Европы — дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой. Встраивание кроватей в стену и пологи служили для защиты от холода в плохо обогреваемых помещениях.

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, однако все еще неохотно отделялась от стен. Длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространенной мебелью для сидения и лежания. Часть мебели для сидения начинают свободно располагать в помещении. Кресла (стулья) с сиденьем в форме сундука (ящика), как наиболее распространенный репрезентативный вид мебели, имели под каркасом закрытые боковые стенки с рамочно-филеночной вязкой и высокую спинку. Спинка украшалась маленьким балдахином и резьбой, однако была довольно неудобной. Гладкое дощатое сиденье было жестким, нижний ящик мешал ногам, их нельзя было отвести назад, а резная отвесная спинка никак не способствовала удобству сидения. Такие кресла (стулья) ставили около кроватей, они выполняли и роль домашнего клозета (195, 205).

Остальные виды мебели для сидения были намного совершеннее и лучше приспособлены к специальному использованию. Это были выполненные на базе старых складных стульев варианты в более скромном или более роскошном исполнении (187, 200, 204, 209, 221, 222). Такой вид стульев со спинкой также распространился на север из Италии, однако здесь это уже не складные стулья, они только имитируют старинную форму. Использовались и другие виды мебели для сидения, как, например, вращающийся стул (т. н. лютеранский) или реже скромные стулья и кресла на четырех или трех ножках токарной работы, характерной для романской эпохи (210, 213), и много других форм. Несмотря на это, скамья была все еще важнее, чем стул. Скамьи имели различное исполнение: с подобной сундуку нижней частью, с высокой спинкой, в большинстве случаев они ставились у стены, но были и такие, которые ставились перед камином и имели перекидную дощатую спинку (203), и многие другие виды (186).

Для украшения готической мебели использовались мотивы архитектуры. Филенки чаще всего украшались складками (Faltwerk, 212). Кроме местных стилевых различий в украшении мебели значительные различия отмечались между орнаментикой мебели южных и северных районов. На севере Европы большую роль играет ажурный орнамент и складки. Использование твердых пород древесины способствует широкому применению резьбы по дереву, т. е. полному перенесению в мебельное искусство архитектурных форм. На юге же применяются прежде всего полутвердые породы древесины, хвойные, а потому распространен неглубокий резной орнамент (Flachschnitt) с многочисленными растительными элементами, листвой, завитками, лентами, часто в натуралистическом изображении (206). Этой неглубокой резьбе придавалась определенная окраска, главным образом в мебели альпийских стран. Чаще всего используются красный и зеленый цвета. Выполненная по этой технологии внутренняя обстановка известна под названием «тирольская плотницкая готика» (Tiroler Zimmergotik). Резьба в поздней готике XV века перенимает ажурный орнамент, мотивы т. н. рыбьих пузырей и ослиных спин встречаются преимущественно во Фландрии. В Англии культивируются в основном мотивы «пламенеющей» готики, которые в эпоху Тюдоров переходят и на мебельные филенки. Самое прекрасное исполнение этих мотивов встречается на французских сундуках 1500-х годов. В те времена было принято использовать в орнаментике гербы.

Элементами свободно трактованного растительного орнамента являются виноградные листья и гроздья, гирлянды, завитки, розетки, бугристый с прожилками лиственный орнамент, цветы, щиты и украшенные лентами кар-туши. Отличительным признаком органической орнаментики является легкая перенасыщенность композиций. Весьма характерны абстрактные геометрические элементы и натуралистический способ исполнения. Токарные работы почти не применяются, за исключением Италии. В части геометрических орнаментов ощущается влияние ислама.

Во Франции, на родине готики, очень грациозные, элегантные готические формы мебели характеризуются утонченностью деталей. Характерные орнаменты мебели в ранний период состоят из строгих геометрических узоров, а в поздний — из ажурных, характера «пламенеющей» готики. Вместе с тем встречаются архитектурные элементы и растительный орнамент.

Французский сундук сродни фламандскому, он имеет рамочную конструкцию и украшен плотным ажурным орнаментом (185). Мебель на севере Франции находилась под сильным влиянием фламандской и нидерландской мебели, в большинстве случаев тяжеловесного, но прекрасного стиля. Влияние приходило от многих приезжающих нидерландских резчиков по дереву. Так родилось богатое благородное украшение французской мебели позднего средневековья.

Распространенным видом мебели XV века является роскошный буфет (дрессуар), подобный ему вид мебели можно найти и в немецкой Рейнской области (193). Среди стульев и здесь есть отдельные варианты складного стула, основная форма которого исходит из Италии (187). Отдельные элементы форм позднего периода уже свидетельствуют о растущем духе Ренессанса (переходный стиль: 1498—1515, Людовик XII).

Мебельное искусство Германии и Фландрии в средневековье было развито очень высоко и имело много общего с таковым соседней Франции. Как в художественном отношении, так и технически прекрасно выполненная мебель была простой, отличалась широтой замысла; материалом служили твердые породы дерева. Мебель имела рамочную конструкцию с тонкими филенками. В качестве украшений применяли прекрасные резные растительные элементы, свободный ажурный орнамент и складки. Типичными мебельными изделиями являются высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках (198). Столярная работа отличается точностью, резные работы выполняются очень тщательно и тонко.

В северной Германии, на Рейне изготавливали лучшую готическую мебель с угловым соединением в зуб; сохранились прежде всего предметы обстановки церквей. Большие, исполненные достоинства шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Заслуживает внимания высокий шкаф для рождественских пирогов на ножках, с богатой резьбой, ажурным орнаментом и складками, позднее — с живым растительным орнаментом на филенках; шкафы в большинстве случаев украшаются декоративной ковкой. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи (205).

Южнонемецкий стиль был распространен в Альпийских странах — в Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Штирии, Каринтии и Верхней Австрии. Южнонемецкая мебель изготавливалась преимущественно из мягкой древесины, она имела дощатую конструкцию и украшалась плоской резьбой (206). Внутренние помещения имели деревянную обшивку с профилированными планками. Самым примечательным мебельным изделием является большой двухкорпусный шкаф с четырьмя дверками (196). Другая мебель более разнообразная и веселая, чем северная; взять хотя бы только украшения, которые состоят из ажурного орнамента, чаще из растительных мотивов с завитками и лентами, из плоской резьбы, выполненной на цветном основании и обогащенной фигурами животных и гербовыми щитами.

Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках: разнообразные формы столов (201, 202, 203), кровати с балдахинами и нишами, украшенные богатой резьбой сундуки (206), стулья (199, 200, 204), скамьи (203), встроенные в стену узкие шкафы для умывальных принадлежностей и другие типы мебели. Встречаются и первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации.

Южное направление готики захватило и верхнюю Венгрию, где изготавливали прекрасную мебель. До нас дошли прежде всего предметы церковной обстановки (из Бартфы, Лёче, ныне на территории Словакии): стулья для клироса, библиотеки, столы и т. д. Основными признаками являются строгая конструкция и плоская ажурная орнаментика, роспись и позолота.

В Англии различают три периода готики: ранней готики, 1189—1307, декоративной готики, 1307—1377, и поздней, или «вертикальной» готики, 1377—1590.

Ранняя английская готика представлена тяжеловесной резной мебелью из дуба с грубым членением и орнаментом из складок — мотив, который пришел в Англию с фламандской мебелью и распространился там (212).

В членении изделий мебели позднее ощущается сильное влияние архитектуры. Длительное время преобладала дощатая конструкция шкафов. Интересны шкафы со сквозным ажурным орнаментом (211) и низкие, напоминающие столы и креденцы (207). Особое место занимает мебель поздней готики — периода правления Тюдоров. Сквозной ажурный орнамент и особый вид арочных украшений еще относятся к готике (218), однако на углах, розетках и других мотивах уже заметно вторжение раннего ренессанса (214,216). В большинстве случаев это относится к мебели, испытавшей на себе голландское влияние, как, например, характерный шкаф для посуды.

В Италии, где по-прежнему черезвычайно сильным было влияние античных традиций, готический стиль считался варварским; уже в самом названии его нашло выражение пренебрежение к чуждому по духу искусству северных стран. У готического стиля в Италии переняли орнаментику, но все острые «готические» углы были притуплены. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов; в Венеции и Ломбардии деревянные сундуки украшались прекрасной ажурной резьбой с розетками. Интересны и сундуки из центральной Италии (Тоскана и Сиена, ок. 1400 года), фигурная лепнина которых расписывалась и покрывалась позолотой (стукко).

Характерно итальянской техникой украшения мебели была чертозианская мозаика. В Венеции и Милане делали мебель с миниатюрными вкладками — восточной по характеру интарсией, напоминавшей индийскую (бомбейскую).

В, качестве материала использовалась цветная древесина, слоновая кость, перламутр; было принято всю поверхность покрывать тонко выполненным узором из звезд и розеток (219, 222). Такая орнаментика использовалась для украшения стульев без спинок с х-образными ножками (221), скамеечек и стульев со спинкой (224). Среди мастеров было много монахов-картезианцев («чертозианцев»), отсюда и название техники. Она пришла в Северную Италию и Испанию с Востока, очевидно, через Венецию, благодаря средиземноморской торговле. В Венеции тоже применяли чуждый итальянцам сквозной ажурный орнамент (220). Позднее, в XV веке, в Венеции и в Вероне по южнонемецким образцам изготавливались сундуки и шкафы с готическим лиственным орнаментом и плоской резьбой. Кроме того, в Италии изготавливалась и очень красивая готическая мебель с росписью; родиной прекрасной готической мебели с росписью были Флоренция и Сиена, нередко эту мебель покрывали позолотой.

Готический стиль оказал на итальянскую архитектуру и мебельное искусство довольно поверхностное влияние, что можно объяснить различиями условий жизни и климата. Южнее Альп были совершенно иные предпосылки для развития культуры быта (лучший климат, больше свободного времени, более открытые города и т. д.). В Италии нет жилищ закрытого, интимного, более уютного типа, какие были созданы в северных странах.

В Испании мебельное искусство и архитектура придерживались французского направления. Сильное влияние на орнаментику оказал арабо-мавританский стиль: интересное смешение геометрических мотивов, мотивов вьющихся растений с уже запутанными линиями ажурного орнамента поздней, «пламенеющей» готики. Для испанской мебели характерна червычайно сложная, богатая плоскостная отделка поверхности (225, 226, 227).

К сожалению, кроме церковных скамей и стульев для клироса мы не знаем другой испанской мебели средневековья. В средневековой Испании процветала резьба по дереву в восточном духе. Применялись и другие виды орнаментики: сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски.

Украшения в готическом стиле не были строго симметричны. Членения же мебели удивительно пропорциональны, однако орнаменты было принято менять и варьировать, не заботясь о симметрии. Как раз это-то и придавало мебели определенную свободу и легкость.

О технике изготовления мебели в средневековье уже говорилось. Суммируя, можно утверждать, что столярное ремесло, несомненно, было высоко развитым, способным решать трудные задачи в области художественного оформления мебели. Вначале технические навыки были еще несовершенны, по с течением времени члены столярных цехов достигли высокого мастерства в области применения рамочно-филеночной вязки, в разработке мелких деталей; они в совершенстве владели трудной техникой резьбы, росписи и позднее инкрустации. В период готики столярное ремесло достигло больших успехов, что обеспечило предпосылки для выполнения еще более сложных задач в стиле ренессанса.

Готический стиль — важный этап в истории развития мебельных стилей, он создал много новых типов мебели и воскресил к новой жизни забытую античную мебельную технику. Он привел столярное ремесло к подъему и дал ему живую, оригинальную форму выражения в орнаментике. В готическом интерьере мебель все еще не совсем подвижна; многие типы ее по-прежнему тяготеют к стенам, встроены, многие несут на себе признаки архитектурного формализма. С другой же стороны, не один тип мебели свидетельствует о новизне конструктивных решений, богатстве форм, служит созданию настроения, уюта.

Богатейший мир готических форм бесследно исчез. Даже эклектизм XIX века обращается к элементам готики лишь при разработке «языка» форм нового вида архитектурных сооружений — сооружений из чугуна, и то по ошибке. Когда завершился характерный для готики «прыжок в пространство», мир вновь обратился к античной традиции.