Этрурия

Предшественниками римлян, населявшими территорию Италии, были этруски. О происхождении их нам почти ничего неизвестно. У них, как и у греческих колонистов, уже в VI веке дон. э. были своя культура и искусство, имевшие некоторое сходство с культурой и искусством греков, однако по значению оставшиеся далеко позади. Многие характерные черты искусства этрусков легли в основу римского искусства. Период расцвета этрусской культуры приходится приблизительно на 800—400 годы до н. э.

Этруски были прекрасными зодчими; они долгое время строили из дерева, но уже умели делать своды. Основным типом жилого дома был дом с атрием, планировка которого обычно соответствовала планировке дома в эллинистических Помпеях. О форме более ранних жилых домов нам дают представление сохранившиеся урны для праха, которые являются уменьшенными копиями домов и довольно достоверно воспроизводят древние итальянские архитектурные формы (например, урна из Кьюзи).

Об этрусских жилищах и мебели мы знаем благодаря богатому культу захоронения. Высеченные в скалах погребальные камеры (tomba a camera) состояли из одного или нескольких помещений и были оборудованы точно так же, как и жилища. Подобно другим народам античного мира, этруски оборудовали для умерших удобные жилища, с особой тщательностью были высечены из камня не только стены, отверстия, балки перекрытий, но и вся обстановка. О столярном ремесле этрусков можно судить по копиям из камня, найденным в погребальных камерах, или по изображениям на вазах, бронзовых или глиняных моделях. В погребальных камерах также широко была представлена этрусская живопись и скульптураУП и VI веков. Обычно саркофаг украшали изображением лежащей фигуры умершего мужчины или женщины. Такие саркофаги дают нам полное представление об этрусском ложе (131). Наряду с другими предметами по изображениям можно проследить и форму многих изделий мебели.

Этруски, как и восточные народы, обладали высокоразвитым искусством бронзового литья; пожалуй, это наиболее характерная для них техника. Этрусские декоративные мотивы большей частью напоминают ассиро-фини-кийские образцы. Этруски использовали фурнитуру из листов штампованного металла, некоторые данные свидетельствуют о том, что этруски применяли технику штамповки металла. Они лили бронзу с помощью глиняных моделей, изготовляя предметы оборудования жилища, например, декоративные шкафчики (129), зеркала, канделябры (133, 137), треножники, жаровни для приготовления пищи на древесном угле (132), щиты и прочее, в основном — предметы роскоши. Для мебели характерны многочисленные бронзовые элементы — особенность, которую сохранила и римская мебель.

Мебель по богатству форм не уступала греческой, но отнюдь не была такой изящной. Для украшения часто использовали профилирование, выточенные кольца, изображения зверей, волюты и пальметты. Этруски любили великолепие и роскошь, что наглядно отражалось на их мебели. Они обычно исходят из греческих форм, почти аналогичной греческой была и техника изготовления. Ранняя этрусская мебель, как и архаическая мебель греков, отличается застывшими прямоугольными формами и строгой стилизацией.

Этрусская кровать имела форму, сходную с греческой; нам эта форма известна по уже упомянутым моделям из терракотты (например, саркофаг из Черветри, 131). Ножки имеют строгую форму, украшены волютами и пальметтами. Простые ложа изготовляли из диагонально переплетенных бронзовых полос (138).

Что касается мебели для сидения, этруски имели как стулья со спинкой, так и без нее (135), простые типы мебели для сиденья изготавливалась отчасти или полностью из бронзы (136). Парадное кресло имело характерно этрусскую форму, о которой мы знаем по глиняным моделям, — форму колокола; оно отличается динамичностью линий и может считаться древнейшим «предком» современного кресла. Такие кресла имели деревянный каркас, покрытый бронзовыми пластинами с чеканкой (134).

Типичным предметом этрусской обстановки был цилиндрический декоративный шкафчик (cista), его обычно изготовляли из чеканной листовой бронзы с богатой сюжетной и орнаментальной композицией (129). Этруски создали практичную и элегантную форму канделябра, как нельзя лучше отвечавшую своему назначению, ведь в античности пользовались очень примитивным способом масляного освещения. Оформленные с большим пониманием и вкусом, эти светильники можно отнести к самым совершенным художественным изделиям античности. Они, как и другие изделия из бронзы, оказали большое влияние на римские формы.

Говоря о других изделиях мебели, следует упомянуть сундук — универсальный вид мебели для хранения предметов у всех народов античности.

Примитивная глиняная модель донесла до нас форму сундука, который имел довольно четкую столярную конструкцию и примитивное украшение (139).

Этрусские памятники искусства еще несовершенны, однако несомненно, что этруски были одаренным народом. Когда римляне заняли весь Апеннинский полуостров, они переняли художественную культуру этрусков. Этрусские мебельные формы и бронза имели большое значение в общей истории культуры, они, с одной стороны, свидетельствовали о распространении азиатских и греческих форм на Западе, а с другой стороны — были первой ступенькой на пути грандиозного развития древнеримской культуры.